Важно: Об опасности употребления СНЮС!

Портал «Растимдетей.рф»
Дорожная безопасность!
Информация для родителей - Дорожная безопасность
Безопасные детские сайты:

Вариативность проведения индивидуальных логопедических занятий

   

Костенко Н.В.

учитель-логопед МБДОУ № 465

Часто  логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит  об  идивидуальных   занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизациизвука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходиться ломать голову над, тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой  материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
    Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные  и  не всегда доступные правильному произнесению слова?
     Приведем несколько вариантов.

  Занятие  -  Сказка   

Опыт подсказывает, что, например, артикуляцию вызываемых звуков речи лучше всего объяснять детям при помощи близких и понятных им сказочных образов. Использование  сказочных историй для объяснения артикуляции звуков речи усиливает интерес детей к логопедическим занятиям, вызывает у них яркую эмоциональную реакцию, способствует совершенствованию фонематических представлений, позволяет осознанно и , следовательно, более точно артикулировать звуки речи, сокращает сроки коррекции недостатков звукопроизношения.
    С  помощью сказок можно объяснить детям артикулирование не только труднопроизносимых звуков ( свистящих, шипящих, сонорных) речи, которые чаще всего подвергаются искажению, но  и  некоторых легкопроиносимых  звуков ( м, н, ф и др.). Именно эти звуки, так называемые звуки раннего онтогенеза, зачастую произносятся дошкольниками правильно, но недостаточно отчетливо. Особенно это  касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, страдающих  алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, а также нарушениями интеллектуального развития. 
    В ходе рассказывания и  наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания ( замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться»   с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). 
    На таком занятии может быть использована сказка с конфликтным характером, который, безусловно, вызовет интерес к ним у любого ребенка. Например, главным героем сказочных историй может быть Ветерок ( выдыхаемый воздух ). Это не случайно. Именно воздушная струя выполняет основную роль в образовании звуков речи, попадая в ротовую полость и затем преодолевая  здесь разнообразные преграды в виде смычек и щелей. Эти  смычки и щели образуются посредством приближения подвижных органов артикуляции(языка, нижней челюсти,  губ.) к неподвижным (зубам, твердому небу ).Самыми активными органами артикуляции являются язык и губы. Еще одну преграду при движении воздуха в ротовой полости создают зубы. Именно поэтому противниками Ветерка в сказках выступают стражники сказочной пещеры ( ротовой полости), Губы, Язык и Зубы. 
    Каждая из сказочных историй в игровой форме объясняет детям  артикуляцию определенного звука. Такой подход существенно повышает результативность коррекции недостатков звукопроизношения у детей, так как позиция органов артикуляции, уточняемая с помощью сказочных образов, ярче воспринимается детьми, легче воспринимается и  можно  воспроизводиться.
        Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)
       Ребенку предлагается рисованная карта ( можно использовать настольно-печатную игру ). Передвигаясь  от одного пункта к дручугому, обозначая при этом свой путь фишкой ( хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задание, преодолевая преграды. Прохождения пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В ходе пути ребенка ждет сюрприз.
        Поле чудес
       Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выжжено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может  какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок   прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.
    Проявляющая картинка
    Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполнения задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок»  для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания. 
    Цирк 
 Цирковые артисты ( это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
    Стройплощадка 
   Ребенок из деталей конструктора или разрезной картинки строит дом(детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки. Ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик должен быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).
     Веселая школа
   В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом  случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.
    Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.