Важно: Об опасности употребления СНЮС!

Портал «Растимдетей.рф»
Дорожная безопасность!
Информация для родителей - Дорожная безопасность
Безопасные детские сайты:

Наглядные пособия по обучению грамоте

Костенко Надежда Владимировна

учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 465 г. Н.Новгород

  Для  обучения  чтению  и письму  необходимо, чтобы  у ребенка было  достаточно развито мышление, речевой слух  и  « особое» зрение  на буквы ( в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда).
   Дошкольникам с ОНР, имеющим еще и задержку  психического развития, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия,  низкий  уровень развития основных свойств внимания,  снижение памяти и продуктивности запоминания, имеются отставания в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении  анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием  общей моторики имеет место недоразвития мелкой моторики пальцев рук.
   В связи с этим такие  дошкольники испытывают большие трудности в овладении грамотой. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР и с ЗПР является обучение грамоте.
   Ни для кого не секрет, что коррекционные педагоги, работающие с такими дошкольниками, сталкиваются с проблемой отсутствия методического обеспечения, а также отмечается дефицит наглядных   материалов. В работе с дошкольниками, имеющими ОНР и ЗПР, можно использовать далеко не все готовые пособия, поскольку они не соответствуют  содержанию программных задач обучения. Это определило необходимость творческой переработки готовых дидактических пособий для и создания собственных пособий для обучения наших вопитанников.
   С использованием современных ИКТ существенно  облегчился процес поиска наглядного материала  для создания необходимых педагогу пособий. Немаловажное значение имеет и тот фактор, что с найденными в Интернете и сканированными изображениями можно совершать различные манипуляции: изменять их размер, яркость,контрастность,направление, угол наклона и прочее, что, безусловно, оказывает положительное влияние на функциональность и эстетический вид.
В процессе слияния букв в слоги, помимо использования традиционных слоговых таблиц и букв разрезной азбуки, помогает поддерживать интерес детей ярки и красочные пособия « Давайте почитаем». 


   В дидактических играх « Помоги кошке съесть мышку», «Как добраться петушку до горошка» ( « Назови первый звук в слове») подобраны предметные картинки на изучение детьми звуков.
   Ход игры.   Педагог раздает детям разноцветные фишки. Дети по очереди бросают кубик, отсчитывают нужное количество шагов, ставят фишку на соответствующую картинку на игровом поле; называют  ее и определяют, какой согласный звук слышится в начале слова. Выигрывает тот, какой согласный звук слышится в начале слова. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до мышки или поможет петушку.

 В

   Всем известные пособия по закреплению навыков слогового анализа «Слоговые домики», «Слоговой поезд» успешно используются на индивидуальных  и  групповых занятиях. Разнообразные варианты данного пособия позволяют обеспечить нужное количество  повторений  изучаемого материала  при  сохранении эмоционально положительного отношения детей  к заданию. 
   Ход  игры. Педагог предлагает детям назвать предметные картинки разделить слова на слоги  и  расселить «жильцов» в домики  в соответствии  с количеством слогов в их названии(односложные слова - в одноэтажный  дом,  двухсложные -  в двухэтажный  и  т.д.). Вариативность игры -  это  подбор и  расселение «жильцов» в соответствии с первым звуком в слове.

  

   Не менее известные дидактические игры «Собери ромашку»   и «Звуковые  домики» были выполнены с использованием компьютерных  технологий.
   Ход  игры. Дети  делятся  на  команды, Одна  команда  должна составить цветок из картинок-лепестков, названия которых начинается на звук (т), другая – на звук (к). Аналогично дети подбирают предметные картинки, названия  которых начинается на изученные звуки, и «заселяют  жильцов» в  соответствующие домики.


   С  интересом  дети, уже умеющие читать слова и слоги играют в игры « Цветные  слоги»  и  «Цветные  сказки», изготовленные руками педагогов.
   Ход  игры.  Педагог предлагает  ребенку отгадать название сказки, прочитав несколько предложений. Читая одно предложение, ребенок « собирает» его по словам одного цвета. Каждая сказка( начало, середина, конец),представлены  5-7 предложениями  разного цвета.

   Дети с удовольствием  играют в дидактические игры по обучению грамоте  не  только  на занятиях,  но и в свободной  деятельности. Таким образом, использование  разнообразного наглядного материала позволяет поддерживать интерес детей, что  способствует  более  качественной подготовке  детей  к  школьному  обучению  и  предупреждает  возникновению дисграфий  и  дислексий.